На кануне Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Кременчуг становится центром продовольственных запасов для российской армии,

привозимых с соседних областей, и главным транзитным пунктом передвижения войск и военного транспорта. В наш город со своим штабом выезжает князь Потемкин, сюда на галерах с Киева приплывает царица Екатерина весной 1787 года. Чтобы усилить Лиманскую флотилию в районе Кременчугские судостроители построили множество разных кораблей: фрегатов, бригантин, катеров, запорожских лодок «чаек», которые переплавлялись вниз по Днепру.

Кременчугские судостроителиВ Кременчуге Екатерине представили взору маневры рядовой российской дивизии. Суворов показал атаки: пехота на пехоту, пехота на конницу, рассыпанный строй, одиночные бои на саблях, винтовках, копьях, чем привел в восторг императрицу. Екатерина спросила Суворова: «Какой он желает награды?», на что он ответил: «Я, чай, матушка, от тебя всем доволен: разве прикажешь за квартиру заплатить три рубля с полтиной».

Случай с А. В. Суворовым в кременчугской церкви.

Очень интересным является один факт из жизни Суворова в Кременчуге. Как обычно, в воскресенье он пошел в кременчугскую церковь и стал возле клироса ( место, где в православной церкви находятся певчие), начал аккомпанировать, подпевать хору. Но так как он сильно фальшивил, то один из певцов ( с фамилией Безродный) несколько раз попросил его не мешать. Суворов, не обращая внимания, продолжал петь. По окончании обедни, он пригласил священника и сердитого певчего к себе в гости, где с ними выпил по стопке водки, закусили солью с луком. Суворов попросил певчего не гневаться на него, когда он опять будет петь в церкви, поскольку «имеет к пению большое желание». Известно, что после ранения во время второй турецкой войны Суворов лечился в кременчугском госпитале, а адъютантом долгое время при нем был кременчужанин по фамилии Старков.

Кременчугские судостроители-изобретатели.

Весной 1778 года на потребность флота всего за несколько месяцев было построено 60 крепких казацких чаек. А до 1790 года Херсон получил 120-130 разных судов. В строительстве флота участвовали казаки близлежащих сел вокруг Кременчуга и несколько известных кременчугских новаторов, изобретателей, так называемые Кременчугские судостроители.

Дмитрий Быков.

Одним из них считался кременчугский купец Дмитрий Быков. Это был на то время очень грамотный человек, прирожденный изобретатель. Он был знаком со всеми трудами по гидравлике и механике, был в курсе достижений своих соотечественников, а до многих вещей додумывался сам. Он был известен в округе как строитель водяных мельниц, подъемных машин и как специалиста по проведения плавательных средств через пороги. По обоим сторонам лодок он подвешивал оригинальные воздушные ящики, тем самым уменьшал осадку. Быков таким способом снимал аварийные судна с порогов. Со временем в родном Кременчуге купцу-изобретателю стало «тесно». С сыном он навестил много городов: Севастополь, Таллин, Санкт-Петербург. В Севастополе он предложил оббивать днища кораблей медными листами. Это нововведение сразу поддержали все отечественные адмиралтейства. Кроме этого он разработал детальный проект сухого дока в корабельной бухте. В Таллине изобретатель создал мощный гидравлический водоприемник для подачи воды на возвышение в старую часть города, под названием Вышгород. Слухи об деятельности чудесного кременчугского умельца моментально распространялись во многих городах.  В начале 1798 года Дмитрий и Иван Быковы в Санкт-Петербурге за изобретение водолазной машины получили от Адмиралтейст-Коллегии огромную суму -тысячу рублей серебром. 16 апреля 1799 года «Кременчугскому купцу Дмитрию Быкову за знания гидравлики и механики присвоили чин 9-го класса с назначением по ведомству Адмиралтейств-Коллегии…», что автоматически означало получение дворянства. Быков оставил родной Кременчуг, поселился в Санкт-Петербурге и стал флотским специалистом.

Подводная лодка Ромодановского С. А.

В этот же период кременчугский мещанин Семен Андреевич Ромодановский пытается создать подводную лодку, как бы фантастически это не звучало. Он разработал проект и смастерил модель небольшого подводного аппарата. Испытание его на реке прошли успешно и вдохновили изобретателя. Он составил детальные чертежи, описание, собрал немалую сумму денег и отправился в Санкт-Петербург. Зимой 1799 года через адмирала Кушелева он подал на имя Павла 1 докладную записку, к которой добавил свои наработки и модель. Но не смог изобретатель одолеть бюрократическую стену того времени. Дважды Академия наук отказывалась рассматривать проект а царь Павел отказал в выделении денег на строительство и испытание первого подводного судна. Ромодановский не сложил рук — он вместе с двумя компаньонами на берегу Невы за свой счет начинает строить усовершенствованную подводную лодку. Больше года велась работа, корпус был почти завершен, но деньги быстро закончились. Чтобы закончить проект пришлось продавать собственные вещи. Лодку таки спускают на воду, Ромодановский подает прошение Павлу 1.: «Всемилостивейший государь! Немногое дела нашего окончание зависит от высочайшей вашего императорского величества воли; повелите в неимуществе нашем снабдить нас для того потребной суммой…» Дмитрий Быков согласился осмотреть построенное судно своего земляка и указал на ряд недостатков (не надежная система подъема и стойкость,  не крепкий корпус) вследствие чего власти окончательно отказались выделять средства на окончание работ. Фантастический проект закрылся. Что интересно, что в прошении к царю встречается описание «одежды, дающей способ человеку ходить по воде» ( водолазный костюм), очевидно, что лодка имела шлюз для выхода наружу на глубине.

Материалы:

Л. І. Евселевський   » Кременчуччина з давніх часів до 19-го століття»

Поделиться

Добавить комментарий

Translate »